• Art-review

Спектакль о рассвете нового дня, новой жизни и нового «Я», которые отныне никогда не будут прежними

Пост обновлен 7 авг. 2019 г.



Фотографии: Фонд развития культуры и искусства при министерстве культуры Узбекистана


Спектакль Qyrq Qyz Саодат Исмаиловой утолил голод зрителя по современному искусству и обнажил потребность сегодняшнего человека поглощать искусство об актуальном.


16-17 апреля Государственный академический театр оперы и балета им. А.Навои уступил свою цену созидателям современного искусства. Видеохудожник Саодат Исмаилова показала спектакль Qyrq Qyz, созданный совместно с Международным фондом Aga Khan Trust for Culture при участии Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.

Спектакль Qyrq Qyz обнажил потребность человека поглощать современное искусство. Саодат Исмаиловой удалось утолить голод местного зрителя. Режиссер, сама того не осознавая, выявила потребность сегодняшнего узбекистанца в актуальном искусстве.

В основу истории положена древняя каракалпакская легенда о сорока девушках, вставших на защиту своих земель от вторжения кочевников. Это спектакль о юности и красоте, о единстве и силе женской природы, о неразрывных нитях, связывающих настоящее с далеким прошлым и близким послезавтра.

Изящность операторской и режиссерской работы в сочетании с пронзительным женским вокалом и звучанием народных инструментов растворяются в сердце зрителя. Художник играет с сотнями оттенков солнечного тепла и небесной чистоты, зритель стал словно непосредственным участником спектакля. Длинные неподвижные картинки леса погружали нас в ночь, и мы словно затерялись в сумерках меж стволов деревьев.

Несмотря на статичные кадры, движение мертвой степи прослеживается в ветре и мареве, лесная чаща оживает в хрусте хвороста, вода — в проплывающей над ней дымке.

Зритель чувствует единство и причастность к действиям благодаря простоте героев и их жизненного обихода. В каждом движении девушек прослеживается некий обряд, и сама степь играет в этом ритуале ключевую роль. Мы чувствуем сестринскую связь в прикосновении пальцев, окрашенных хной, ощущаем своей оцарапанную спину. В кадрах сквозь затуманенный взор, становясь причиной головокружения, проскальзывают прозрачные Я. Они кружатся под галлюциногенное звучание варгана и пронзительный женский голос: «Я убегу от тебя в тебя. Дай мне убежище и храни меня в себе».

Для женщины этот спектакль стал чем-то особенным, коконом обволакивающим ее. Ведь сила женщины в самом ее существовании, в спокойствии, с которым она разрывает ткань на куски, чтобы Дерево желаний воплотило вложенную в каждый лоскут мысль в нечто осязаемое. Сила женщины в ее магическом, колдовском мастерстве слова. Изображение скручивает каждую стихию в спираль, словно доказывая неслучайность и закономерность каждого момента жизни. Спираль напоминает, что необратимость прошлого останется в памяти земли, воздуха, воды и огня. Огненные линии в черном воздухе воскрешают воспоминания о том, как каждая девочка тлеющим кончиком палочки мечтательно рисовала что-то таинственное на фоне ночи.

Qyrq Qyz — это видеоряд о том, что заставляет чувствовать и ощущать, погрузиться в позапрошлую жизнь, оставить в истории вызванные эмоции, стать ими, почувствовать свою причастность к истории.«Сжигаю в тебе мой страх. Мою нежность. Мои сомнения. Мою жалость. Любовь. Память. Теперь ты сыт, мой огонь».

В жизни до Qyrq Qyz остались призрачные воспоминания о тех нас, какими мы были. Поэтому развязка спектакля похожа на рассвет нового дня, новой жизни и нового Я, которые отныне никогда не будут прежними, ведь прежнее сожжено пламенем. Прежнему приказано «забыть мое имя».

В жизни до Qyrq Qyz остались призрачные воспоминания о тех нас, какими мы были. Поэтому развязка спектакля похожа на рассвет нового дня, новой жизни и нового Я, которые отныне никогда не будут прежними, ведь прежнее сожжено пламенем, прежнему приказано «забыть мое имя».


Сабина Бакаева

Просмотров: 36